Тренды 2022/2023: новейшие музеи и арт-центры

Новейшие арт-музеи и культурные центры ориентированы на человека. Деятельность публики — важная часть всего архитектурного пространства этих институций.

Во всем мире происходит бурное строительство культурных центров, театральных кластеров и музеев самых разных размеров. Особенно много завершено проектов в Китае и Юго-Восточной Азии. Все они впечатляют нетривиальным подходом, придающим различным аспектам искусства, истории и науки свежее звучание. Возможно, этот рост во многом связан с усиливающимся влиянием амбициозных независимых инициатив. Тренд десятилетие назад задала Европа: вслед за футуристическим зданием Фрэнка Гери для Фонда Louis Vuitton открылся фелиал Центра Помпиду в Меце по проекту Шигеру Бана и роскошный Лувр по проекту Жана Нувеля в Абу-Даби.

Цель столь расточительных инвестиций — сделать часть крупных национальных художественных коллекций доступной новому кругу публики. Культурный туризм находится на пике популярности, и ничто так не говорит о «культуре», как большой музей. Вложения в культуру — отличный барометр жизнеспособности стран, мир сегодня с любопытством наблюдает за настоящим музейным бумом в Китае. С начала 2010-х здесь построено 5000 (!) новых арт-центров и музеев. Главными характеристиками этих новых построек являются архитектурное качество, новаторство и масштаб. По сути, это крупные городские мультифункциональные комплексы, в которых активно учитываются интересы конкретных поселений и их жителей.

Morphosis: музей OCMA в Калифорнии

Музей сегодня перестал выглядеть как консервативная институция. Это прежде всего большой коммуникативный общественный центр со множеством дополнительных функций: образовательных, развлекательных и культурных. В контексте крупных мегаполисов или промышленных районов подобный арт-центр становится важным градообразующим контрпунктом, определяющим лицо целого района.

Ведущие бюро экспериментируют с общественными пространствами, устраивая на площадях и крышах музеев архитектурные аттракционы, где человек не просто оказывается частью пространства, но выступает таким же важным участником городской среды, как и само здание. Архитектура этих экспериментальных проектов часто строится на игре освещения, а также пространственных решений. Современный музей предлагает возможность укрыться от городской суеты. Это место для отдыха, где, помимо художественных галерей, как правило, есть тихий променад у воды, зоны отдыха, различные кафе и кинозалы.

Архитектурная студия Олсона Кундига Olson Kundig Architects спроектировала детский музей ANOHA, который является дополнением берлинского Еврейского музея, спроектированного Даниэлем Либескиндом.

Стратегия обновления и реабилитации исторических музейных зданий часто означает сохранение, рост и расширение: старые здания олицетворяют историю и культуру. Они должны оставаться и становиться лучше посредством укрепления. При этом для ветхих зданий, внутреннее пространство которых больше недоступно, избавление от разрушенных элементов сохраняет функциональные. Органически вырастая из исторического контекста, новое сосуществует со старым.

Taipei Performing Arts Center. OMA

Тайбэйский центр исполнительских искусств стал для города тем местом, где творческие люди и публика могут исследовать новые возможности исполнительского искусства. Удивительное здание, расположенное на оживленном перекрестке рядом с ночным рынком Шилинь, состоит из сферического театра Globe Playhouse на 800 мест, Большого театра на 1500 мест и Blue Box на 800 мест. Все они соединяются с центральным кубическим объемом. Это здание дает ответ на вопрос, может ли театр быть инклюзивным, сочетать в себе традицию и импровизацию, оставаться интеллектуальным ориентиром и общественным местом для всех.

Datong Art Museum. Foster + Partners

В Китае открылся Художественный музей Датун, спроектированный Foster + Partners. Необычное здание, входящее в комплекс из четырех построек, должно стать центром творческих индустрий региона. Скульптурную форму образует последовательность сообщающихся пирамид, выходящих из-под земли. Пространства самих галерей погружены под землю. Люк Фокс, глава студии Foster + Partners, комментирует: «Музей задуман как социальный центр для людей, своего рода — «городская гостиная» для Датуна. Он объединит людей, искусство и художников, в этом пространстве они смогут взаимодействовать. Ландшафт вокруг музея довольно затейлив: войти получится, миновав хитрую последовательность пандусов, ведущих вниз на открытую площадь, которая также служит амфитеатром для представлений на открытом воздухе».

Monologue Art Museum. Wutopia Lab

Студия Wutopia Lab спроектировала арт-центр Monologue в районе Бэйдайхэ китайского мегаполиса Циньхуандао. Мультифункциональный арт-центр позволяет людям быть рядом, но в то же время находить достаточно свободного пространства, чтобы оставаться наедине со своими мыслями. Для воплощения сложной, асимметричной архитектуры потребовались технологичные решения, позволяющие ей оставаться сейсмоустойчивой. Архитектура может напомнить движение кисти художника, только вместо черных чернил архитекторы использовали белые оттенки. «Монолог» — это разговор с самим собой за стенами, отгораживающими от шумного курорта Циньхуандао.

Museum of Ethnography. Napur Architect

Музей этнографии в Будапеште по проекту архитектора Марселя Ференца открылся в мае 2022 года в городском парке Варошлигет. Многократно отмеченное наградами новое музейное здание стало частью крупнейшего в Европе градостроительного и культурного проекта под названием Liget Budapest. Его динамичные, но простые линии одновременно гармонируют с парковой средой и городской территорией. Шестьдесят процентов конструкции находится под землей. Эффектной особенностью является фасад, который состоит из почти полумиллиона пикселей — растр создан из 40 современных интерпретаций традиционных венгерских и других этнографических рисунков и орнаментов.

Flugt Museum, BIG

Бюро BIG спроектировало международный музей истории мигрантов на месте бывшего лагеря, созданного во время Второй мировой войны на окраине Аал в Оксбёле, недалеко от кладбища немецких беженцев. Лагерь существовал в 1945—1949 гг. Архитектурной основой стали два относительно сохранившихся больничных корпуса. Музей помогает осмыслению темы мигрантов, которых часто представляют одной большой массой, создающей нестабильность. Flugt настраивает на размышления. Предполагается, что новая институция создаст отправную точку для диалога: это место, где преобладают проницательность, диалог, понимание и терпимость.

Qintai Art Museum. Atelier Deshaus

Художественный музей Циньтай расположен на берегу Лунного озера в городе Ухань. Чтобы здание гармонировало с пейзажем, архитекторы использовали форму волнистого рельефа, а часть выставочных площадей разместили под землей. Волнистая крыша образована ступенчатой ​​террасой, повторяющей топографические контуры. Часть ступеней покрыта белым камнем и засажена растительностью, а по другим проложены извилистые пешеходные дорожки. Эти маршруты открыты для публики и ведут к озеру, а также к выходам из выставочных залов музея, пространству для народного образования, арт-магазину, кафе и другим общественным местам.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть