Самая крупная ретроспектива Яёи Кусамы

Крупнейшая ретроспектива «: с 1945 до наших дней» (Yayoi Kusama: 1945 to Now) открылась в музее M+. Это не только первая специальная выставка художественного музея с момента его открытия в 2021 году, но и новаторская ретроспектива знаменитой художницы за пределами Японии.

Ретроспективу готовили четыре года. Над этой монументальной экспозицией в Гонконге работали сразу два куратора — Мика Ёситаке и главный куратор M+ Дорюн Чонг. Они разрабатывали концепцию вместе со студией Yayoi Kusama в Японии, и предпочли в организации экспонатов хронологический и тематический порядок.

Сокураторы выставки «Яёи Кусама: с 1945 года по наших дней»: Мика Ёситаке, независимый куратор, и Дорюн Чонг, заместитель директора и главный куратор, M+

Это самое полное отражение художественной карьеры Кусамы — можно увидеть все от ее ранних рисунков до последних картин. Это не только знакомство с творческим методом художницы и историей ее борьбы с психическим недугом. Выставка раскрывает проницательный взгляд Кусамы на влияние политики, войн, расовой и этнической дискриминации, стереотипы, а также человеческие связи в художественном производстве за последние десятилетия. Представлен широкий спектр работ Кусамы, от картин и рисунков до инсталляций и скульптур, коллажей, движущихся изображений и архивных материалов. Кураторы выделили шесть разделов, отражающих творческий и личный путь Кусамы за последние семь десятилетий.

Раздел «Бесконечность» демонстрирует истоки образа «Сетей бесконечности» (Infinity Nets), которые легли в основу искусства Кусамы. Плотно сочлененные узоры, изображающие бесконечное пространство, художница впервые изобразила во время путешествия через Тихий океан в Америку в 1957 году. Разбивающиеся волны вдохновили художницу на поиск подобных бесконечных паттернов в природе и воссоздании их в работах: в этом она видела безграничную сложность жизни.

Секция «Накопление» (Accumulation) — это признательность Кусамы необъяснимому изобилию жизни. Вдохновленная «миллионом белых камней» на берегу реки недалеко от дома ее детства в Мацумото, префектура Нагано, художника попала «под чары накопления». Особенно этот принцип заметен в поздних работах: ростки почек и различных образований размножаются на поверхности там, где только возможно.

Раздел «Радикальная связь» построен вокруг ключевых ценностей искусства по представлениям Кусамы: связи и коллективности. Жизнь в США во время войны во Вьетнаме и движений за гражданские права и права меньшинств побудила ее использовать искусство как форму протеста. Ее публичные выступления того периода выдвигали на первый план «самоуничтожение» как способ добиться истинного равенства.

«Биокосмика» — это комментарии к уникальной философии Вселенной, созданной Кусамой. В ее космосе люди и растения наделены одним и тем же духом и равны перед творцом: галактические и клеточные формы почти взаимозаменяемы.

Показывают также и три новые работы художницы. Первая, «Смерть нервов (2022)», представляет собой яркую крупномасштабную инсталляцию. Ее второй проект «Одержимость точками — Стремление к небесной любви (2022)» объединяет фирменный горошек Кусамы и зеркальные узоры в захватывающий калейдоскопический аттракцион. А «Тыква (2022)» доступна для любования в Главном зале музея.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть