Выставка авангардистов в центре «Зотов»

Центр «Зотов», где проходит арт-блокбастер «1922. Конструктивизм. Начало», открылся лозунгом Владимира Татлина «Ни к новому, ни к старому, а к нужному» — подчеркивая нужность этого места для зрителя и культуры. Первая выставка «1922. Конструктивизм. Начало» — это триста экспонатов из 17 российских музеев и институций, а также пяти частных коллекций.

Сценография круглых заставочных залов, обусловленных архитектурой здания, виртуозно решена , Алиной Гарновской и Александрой Шейнер. Дизайн экспозиции не просто подчеркивает эстетику выставочных пространств Хлебозавода, он основан на экологичном и экономичном подходе: сетчатые металлические конструкции можно использовать в различных комбинациях многократно.

Ольга Розанова. Супрематизм (фрагмент). 1916–1917. Холст, масло. Государственный Русский музей
Александр Веснин. Абстрактная композиция.1922. Бумага, тушь, сепия, сухая кисть, карандаш. Музей архитектуры имени А. В. Щусева

Графика, скульптуры, объекты Василия Кандинского, Александры Экстер, Любови Поповой, Александра Веснина, Натальи Гончаровой, Велимира Хлебникова, Казимира Малевича, Эля Лисицкого, Владимира Татлина, Александра Родченко, Варвары Степановой и других ключевых для искусства 20 века фигур, разместились на двух уровнях: «Теоретическом» и «Практическом». «Теоретический» рассказывает об авангардных открытиях 1910-х. «Практический» повествует о первых шагах конструктивизма столетие назад, его глобальное влияние на образ жизни и творчества.

ГЭКТЕМАС. Биомеханика. Групповое упражнение «Выстрел из лука». Артисты Р.Генина, И.Хольд, Л.Свердлин, З.Злобин Фото Алексея Темерина. 1927

Александр Родченко. Конструкция на коричневом №97. Серия «Линиизм». 1919 . Холст, масло. Собрание Иветы и Тамазы Манашеровых
Александр, Виктор, Леонид Веснины. Проект «Дворца труда». 1922. Перспектива. Музей архитектуры имени А. В. Щусева

В первой «Теоретическая» части выставки подробно исследуется поиск универсального художественного языка и синтеза искусств, стирание границ между различными арт-практиками и жанрами. Слово и живопись, форма и движение уходят от классических канонов. Блок состоит из шести разделов, составляющих первоэлементы художественного языка: «Начало», «Анализ», «Ноль», «Лаборатория», «Импульс» и «Плоскость».

Любовь Попова. Пространственно-силовое построение. 1921.Бумага, гуашь, лак, графитный карандаш. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
Вера Мухина. Пламя Революции. 1922. Бронза. Государственная Третьяковская галерея

Вторая часть выставки — «Практическая» — рассказывает о применении универсального метода конструирования художественного образа, от зданий и объектов до фильмов, стихов и актерских движений. Тема раскрывается через конструктивистскую журнальную и книжную практику, конструирование движения и одежды, сценографию и новые архитектурные формы. Всего девять разделов: «Конструкция», «Город», «Сцена», «Тело», «Труд», «Монтаж», «Шум», «Правда» и «Архитектура». В этом разделе части показаны работы конструктивистов по трансформации внешней и внутренней среды. На каждом уровне можно познакомиться с музыкальными артефактами эпохи.

Оператор Михаил Кауфман на строительной конструкции 1925. Государственный центральный музей кино

Экспонаты были предоставлены Государственной Третьяковской галереей, Музеем архитектуры им. А. В. Щусева, Русским музеем, Российской государственной библиотекой, Госфильмофондом России и другими крупными институциями. Также на выставке будут представлены произведения из пяти частных собраний: архива Александра Родченко и Варвары Степановой, коллекции Иветы и Тамаза Манашеровых, собрания Романа Бабичева, коллекции семьи Митурич и семейного архива Ильи Уткина.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть