Кристина Штейнбрехер-Пфандт о цифровом искусстве и арт-рынке в онлайн

— ориентированный на технологии предприниматель, международный эксперт арт-рынка и современного искусства в странах Центральной и Восточной Европы. Несколько лет, до 2018 года, она была исполнительным директором арт-ярмарки Vienna Contemporary. Журнал Apollo включил ее в список европейских инфлюэнсеров 40 under 40. Сейчас она живет в Сан-Франциско и работает над стартапом blockchain.art — инновационной цифровой платформой для галеристов, художников и коллекционеров.

Наш проект планируется к запуску в феврале 2021 года — всего предусмотрено пять «потоков», и сейчас мы вместе с галереями тестируем третий из них. Мы стараемся эффективно организовать бесконтактный (touchless) процесс продаж — именно это интересует в первую очередь все крупные галереи. С момента, как наша платформа была задумана, ситуация на арт-рынке значительно поменялась. До недавнего момента индустрия относилась к подобным проектам выжидательно. Однако те галереи и художники, которые занимаются только цифровым искусством, сразу оценили потенциал проекта. За последний год интерес к нему сильно вырос: и это необходимость, поскольку движение к цифре предопределено самой ситуацией — художниками, которые до сих пор были представлены только в инстаграме.

Платформа прежде всего ориентирована на профессиональную арт-индустрию — крупные галереи, коллекционеров, музейные институции, художников и кураторов. Арт-мир готов продавать и покупать цифровое искусство, и мы предоставляем безопасный и эффективный способ для этого. Дигитализация искусства все громче заявляет о себе, и все больше художников создает цифровые произведения, нуждающиеся в демонстрации. Важны все этапы: сертификация и прозрачность всего процесса. Наша частная блокчейн-платформа и ее технология дает уверенность покупателю в том, что он действительно обладает этим цифровым продуктом, и он не будет тиражироваться где-то еще. 

Сесиль Б Эванс (Cécile B Evans). Amos‘ World, Episode One, 2017. Galerie Emanuel Layr.

Представители лучших галерей, сотрудничающие с успешными художниками в расцвете их карьеры, свидетельствуют: большинство из их пула творцов экспериментируют и в цифре. Около двух лет назад все начали всерьез задумываться, как организовать процесс: сертификацию и прозрачность. Главная особенность — показать покупателю, что он действительно обладает этим продуктом.

На тот момент, когда я возглавляла большие выставки, я видела, что в сфере искусства ажиотажа по поводу продаж через интернет нет, однако иная ситуация уже сложилась на ресурсе 1stdibs: для них интернет-продажи позволили торговать декором и предметами дизайна сразу со всем миром.

Йоханна Ясковска (Johanna Jaskowska). Remix.
Йоханна Ясковска (Johanna Jaskowska). Remix.

Дигитализация все громче заявляла о себе, а на фоне локдауна — все столкнулись с тем, что на плоском экране возможно показывать не только цифровые произведения, но и те реальные объекты, за которыми приезжают в галерею. Если раньше галереи и музеи надеялись на физическое присутствие зрителя и покупателя, то сейчас все задались вопросом: если клиенту нравится произведение, что мешает его любить без «третьего измерения»? Пандемия подтолкнула к производству соответствующего контента, и сразу появился огромный интерес именно к цифровому искусству — такому, которое именно так и создавалось. В этом случае и музеи, и галереи, могут гораздо проще оформить права, и к тому же нет ограничений по физическому присутствию покупателя. Контент не теряет в качестве при демонстрации, что оказалось большим плюсом.

Некоторые художники, как Томас Уэбб, работающий в основном с искусством, предназначенным для демонстрации на экране (screen-based-art), сразу ощутили внимание со стороны галеристов, поскольку любая галерея может сделать его выставку онлайн, на своем сайте — и это принципиальный момент, ведь физическое пространство галереи всегда было священным. Однако, если с молодым, популярным в инстаграме цифровым художником, делать физическую выставку, это означает развеску большого количества экранов, и альтернативная стоимость такой экспозиции будет очень высокой, а вот онлайн-формат решает эти трудности.

Фрагмент работы  Томаса Уэбба (Thomas Webb), работающего с цифровым искусством

Главный вопрос: как объяснить коллекционеру, что это будет именно его произведение? Как владелец может быть уверен в его подлинности и правообладании? Что художник не воспроизведет его в определенном количестве (ведь с цифровым искусством копии будут идентичны)? У художников тоже возникают вопросы: если они были представлены только в инстаграме, и тут появляется покупатель — что делать в таком случае? Не отправлять же ссылку для скачивания большого файла; вероятно, что придется нанимать юриста для оформления договора, и каким-то образом руководить передачей? До сих пор нет такой процедуры, которая могла бы автоматически регулировать этот процесс. Всем крайне нужна система, где запрос со стороны клиента может быть легко обработан. Собственно, именно для галеристов, ищущих способы продавать цифровое искусство, и для художников, у которых возрос запрос на подобного рода сделки, мы и строим нашу платформу.

Ринеке Дейкстра (Rineke Dijkstra). Marianna (The Fairy Doll), 2014. Видео-инсталляция (1 channel HD, surround sound); 19 мин. 13 сек, закольцовано. Edition of 6. Marian Goodman Gallery

Хотелось бы, чтобы все участники индустрии приняли как некий стандарт. Unique edition или Edition of 5 — это принципиальный момент. Коллекционер должен быть уверенным в том, что произведение не будет тиражироваться. Наша платформа предоставляет возможность сделать выбор в пользу оригинального цифрового произведения вместо растиражированного принта известного мастера. Две тысячи долларов всегда можно потратить на прекрасную актуальную и уникальную работу.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть