«Мир как беспредметность»: выставка в Еврейском музее

Казимир Малевич,. Супрематизм, 1915-1916.

открыл выставку ««Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие».  Проект реализован совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Ельцин Центром. Кураторы Андрей Сарабьянов, Наталья Мюррей при помощи научного консультанта Ирины Карасик: прослеживают связи художников, стремясь детализировать представление о круге Малевича.

Показывают почти сто работ Шагала, Малевича, Юдина, Рождественского, Чашника, Суетина, Филонова, Матюшина, Фалька и др. Он собраны из громких музейных центральных собраний — Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Эрмитажа, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Музея-усадьбы «Кусково», а также региональных художественных музеев: Вятского, Краснодарского, Томского, Ярославского, Витебского. Есть на выставки и редкие шедевры из частных коллекций. Государственная Третьяковская галерея на выставку пострадавшую в декабре 2021 года и отреставрированную картину ученицы Малевича Анны Лепорской «Три фигуры». Напомним, что пустым лицам на полотне, охранник нарисовал шариковой ручкой круглые глаза.

Анна Лепорская. Три фигуры. 1932-1934. Холст, масло. ГТГ.
Павел Филонов. Головы (человек в мире), 1925-1926.

Центральная тема выставки — история школы УНОВИС («Утвердители нового искусства»), созданной в Витебском художественном училище, куда Казимир Малевич был приглашен преподавать в 1919 году. Экспозиция представляет три периода: от Витебской художественной школы до основания УНОВИСа; создание Государственного института художественной культуры (Гинхук, 1922) в Петрограде и работа в институте под руководством Казимира Малевича; закрытие Гинхука в 1926 году (супрематизм и другие авангардные направления становятся объектом обвинений в формализме и вытесняются официальным советским искусством).

Лев Юдин. Кубизм, 1920-е.
Казимир Малевич. Женская фигура, 1928-1929.

В фокусе выставки — «теория беспредметности», супрематизм. Одним из главных источников информации о становлении этого художественного течения стали документы — важнейшие тексты самого Казимира Малевича, а также дневники его ученика, художника Льва Юдина, впервые опубликованные в 2017-м петербургским искусствоведом Ириной Карасик.

Трактат «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой», законченный Малевичем в Витебске в феврале 1922 года, представил супрематизм как своего рода новую религию для последователей мастера. Малевич пришел к идее экономии энергии, художник прописывает полную перестройку человека, который «придет в состояние Бога» и человечество как таковое исчезнет. А состояние Бога — это его Вечный покой после создания Мира, седьмой день отдыха, растянутый в бесконечности. Супрематические композиции Малевича напоминают космические станции без окон и дверей, он проектирует архитектоны «природоестественных тел» — «слепые сооружения, слепые беспредметные сооружения», «планиты», которые населяют «земляниты» — люди будущего. «Нет спасения… и в небоскребах, это те же инвалиды в пятьдесят или двести этажей, мешающие спуску воздушных планитов к земле».

Казимир Малевич. Голова крестьянина, начало 1930-х.

«Череп человека представляет собою ту же бесконечность для движения представлений, он равен Вселенной, ибо в нем помещается все то, что видит в ней; в нем проходят также солнце, все звездное небо комет и солнца, и так же они блестят и движутся, как и в природе, так же кометы в нем появляются и, по мере своего исчезновения в природе, исчезают и в нем, все проекты совершенств существуют в нем». Коммунизм, по его мнению, — это перевод в беспредметность. «В его задаче лежит — обеспредметить сознание, сделать землю свободной от посягательства человека на нее, как свою собственность; в этом — достижение наивысшего предела».

Марк Шагал. Интерьер с цветами, 1917.

Важнейшей частью выставки стал специальный проект «Я — Малевич» — эксперимент, сочетающий игру и цифровые технологии, который предлагает посмотреть выставку глазами одного из десяти художников. Путешествие с каждым героем продолжительностью около 15 минут позволит погрузиться в художественную жизнь начала ХХ века и, возможно, понять, как зарождалось новое искусство.

• Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие. Еврейский музей и центр толерантности, с 20 октября 2022 по 19 февраля 2023 года

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть